Версия для слабовидящих  
  Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права»
 



Школа начинающего преподавателя.

Здравствуйте! Рады Вас видеть на нашей страничке посвященной начинающим преподавателям.

Почему новичкам в образовании посвящена эта весьма не маленькая страница?

Ответ и прост и сложен одновременно… Начинающие – это особая группа преподавателей потому, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и многоопытные, а коллеги, администрация, родители ожидают от них зачастую безупречного профессионализма, без авансирования поддержки и снисхождения.

Так где ж получить столь необходимую поддержку? Где найти ответы на вопросы которые возникают постоянно? Как не сломаться? Как выдержать? Вопросов много, ответы ж не всегда на поверхности и прежде чем, хоть немного помочь начинающим преподавателям и ответить на ряд  вопросов которые могут возникнуть на их трудном пути вспомним притчу которую так любят рассказывать психологи:

Однажды двое оказались в незнакомой стране перед высокой горой. Им надо было через нее перейти, но они понимали, что им нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем как начать путь, он сказал им: «Прежде всего, мы должны договориться с вами о взаимном уважении: я уважаю вас и ваш путь, а вы уважаете меня и мой опыт. Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы, но именно эту гору я вижу впервые. Поэтому не теряйте бдительности, будьте так же внимательны, как и я. Я могу только идти рядом с вами, но ноги за вас я передвигать не могу. Если вы не захотите пойти по пути, предложенному мной – это будет ваш выбор. В горах холодно, поэтому я не буду затягивать путь. Я с вами временно. Я покину вас, как только пойму, что дальше вы сможете идти сами к той цели, которую наметили. И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с вами эту гору».

И они отправились в путь. Это было нелегко, было и отчаяние, и новая надежда. И незадолго до вершины проводник покинул путников. И они дошли, и увидели восход Солнца. С другой стороны горы оказался цветущий сад.

Где найти проводника нам? Они тут рядом, это ваши более опытные коллеги, да и вы сами начинающие преподаватели наши проводники, с вами мы идем  по новым дорогам, покоряем новые вершины…

Итак,

Оглавление

Школа начинающего преподавателя. 1

Урок – основная форма организации обучения. 2

Постановка целей урока. 3

Структура урока. 4

Типы уроков. 5

Виды уроков. 6

Методы урока. 7

Методы стимулирования учебной деятельности обучающихся в процессе обучения. 11

Выбор оптимального метода обучения. 13

Учебно – методическое оснащение урока. 14

Разнообразие методов диагностики успешности учащихся. 14

 

Урок – основная форма организации обучения

Урок – такая форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся преподавателем с группой обучающихся (студентов) одинакового состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и по установленному расписанию.

Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные.

К дидактическим или образовательным требованиям относятся:

1. Четкое определение образовательных задач урока и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков;

2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями программы по дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю и целями урока, с учетом уровня подготовки обучающихся, прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков, компетенций общих и профессиональных, как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах;

3. Выбор наиболее рациональных  методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью обучающихся;

4. Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей.

Воспитательные требования к уроку:

1. Постановка воспитательных целее урока;

2. Формирование и развитие у обучающихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности;

3. Всестороннее развитие психологических особенностей обучающихся (памяти, внимания, мышления и т.д.)

4. Соблюдение преподавателем педагогического такта.

Организационные требования к уроку:

1. Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования;

2. Организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой минуты, темп обучения, дисциплина обучающихся и т.д.)

3. Подготовка и рациональное использование средств обучения.

Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, т.е. достижения желательных результатов.

 

Преподаватель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведению.

Постановка целей  и задач урока

Наиболее важным элементом при составлении плана урока и по ходу его проведения является правильная постановка целей  и задач урока:

Цели – это контролирующая сила урока, направляющая деятельность преподавателя и обучающихся на конечный результат урока. Если цель урока определена правильно и воспринята каждым обучающимся, то она способствует активизации мыслительной деятельности, обуславливает организацию учебной работы в строго определенном русле, т.е. цель урока  служит опорной точкой для отбора содержания, форм, методов и средств обучения.

Не раз приходилось слышать вопрос: как правильно ставить и формулировать цели и задачи урока. Скажем сразу, однозначного ответа на этот вопрос нет, сколько учёных, столько и мнений. Почти на каждых курсах и семинарах даются рекомендации по целям и задачам урока. То, что это очень важно, и что правильно поставленная цель и подобранные задачи - залог хорошего урока, знают и понимают все. И, в принципе, не важно, в какой форме они сформулированы, но ведь приходится сдавать конспекты уроков на различные конкурсы, парады, отчёты, аттестация, наконец.

Итак, есть такие рекомендации на данный момент, которые кажутся наиболее продуманными:

- цель урока - одна и выражена именем существительным, задачи - минимум 3 и выражены глаголом. То есть задачи формулируют, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. У такой системы есть некоторые неудобства: не всегда цель конкретного урока формулируется существительным, да и одна бывает не всегда.

- целей урока - несколько, выражены глаголами несовершенного вида (что делать?). Это так называемые "глобальные цели", некий идеал, ориентиры человеческой деятельности. (воспитывать сознательного гражданина России). Задачи - это локальные цели, то есть цели конкретного момента деятельности, обозначаются глаголами совершенного вида (что сделать?), обладают свойствами диагностичности и операционности.

Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель.

Операционность означает, что в формулировке цели имеется указание на средства её достижения (сформировать умение записи и чтения десятичных дробей).

При этом также ставится 3 основные локальных цели (задачи) урока:

·         цель обучения (предполагает формирование у обучающихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний. Обучающая цель должна быть максимально конкретной;

·         цель воспитания предполагает формирование у обучающихся определённых свойств личности и черт характера;

·         цель развития предполагает развитие психических свойств и качеств, необходимых в деятельности (мышление, память, внимание, познавательные умения, самостоятельность и т.д.).

Ещё один интересный способ поставить реальные, рабочие цели и задачи, этакая подсказка на все случаи, когда нужно это сделать:

какая есть проблема? её решение - цель

какие причины этой проблемы? их преодоление - задачи.

Например, студенты не участвую в конкурсах. Цель: повысить массовость участия в конкурсах. почему не участвуют? Плохо информированы, нет времени из-за перегрузки, нет помощи от преподавателей и т.д. Задачи: создать массовую, наглядную и доступную систему информирования о проводимых конкурсах, проверить уровень внеаудиторной нагрузки и оптимизировать ее, повысить материальное стимулирование преподавателей, чьи студенты принимают участие в конкурсах и т.д.

А теперь главное:

ФОРМУЛА РЕЗУЛЬТАТА

ЦЕЛЬ х СОДЕРЖАНИЕ = РЕЗУЛЬТАТ

0 х СОДЕРЖАНИЕ = 0

ЦЕЛЬ х 0 = 0

Предложенные варианты «примерных»  формулировок цели урока помогут вам правильно сформулировать такую цель урока, которая бы полностью соответствовала бы его содержанию и задачам в общей системе обучения и воспитания.

Овладеть знаниями по …, Обобщить …, Формировать… , Закрепить …, Рассмотреть ….,  Воспитание интереса, Развитие творческого мышления, памяти, внимания,  наблюдательности, воли.

Содействовать развитию…,. Формирование системы знаний и умений в изучаемой области профессиональной деятельности, Формирование навыков профессионального ориентированного (логического, абстрактно – логического) мышления,

Воспитание потребности в качественном выполнении, Формирование умений организации рабочего места при выполнении  ---работ, Формирование умений применения теоретических знаний на практике,  Воспитание чувства ответственности в работе, чувства уверенности в себе при выполнении ---- работ,

Создание психологической основы для качественной работы на …..  оборудовании, Закрепление и углубление знаний о типах и видах ----,      

Формирование репродуктивных умений применения знаний на практике

Формирование системы специальных профессиональных умений, Развитие зрительно – моторных умений и свойств, Воспитание навыков самоконтроля,

Углубить знания,

Формировать и воспитывать у учащихся трудолюбие.

Развитие эстетического вкуса

Структура урока

Для написания плана урока требуется построение четкой его структуры.  Составляющие части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.

План урока по дисциплине:

Тема раздела:

Тема урока:

Количество часов: (если урок не один)

Цели урока:

1.        Обучающая(ие)

2.       Развивающая(ие)

3.       Воспитательная(ые)

Тип, вид урока.

Методы, формы проведения урока.

Межпредметная связь: предмет, тема.

Учебно-методическое оснащение урока.

Ход урока:

Элементы структуры урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание по методике

1.Подготовительный этап.

1.1.Оргмомент

1.Приветствует

2.Проверка посещаемости

3.Проверка готовности к уроку

1.Приветствуют

2.Готовятся к уроку

Диалогово-словесный метод (беседа).

Выполнение практического задания.

Практический метод (работа с коллекцией) и пр.

Проблемный метод.

1.2.Целевая подготовка

1.Сообщает тему урока

2.Совместно с обучающимися формулирует цель урока

1.Воспринимают и записывают тему

2.Участвуют в формулировке целей занятия

1.3.Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

1.Опрашивает обучающихся

2.Актуализирует знания и опыт по теме (вопросы0

1.Отвечают на вопросы, выполняют практические задания

2.Основной этап

2.1.Объяснение нового материала

Последовательно излагает новый материал, (или) организует и управляет деятельностью учащихся

Воспринимают, ведут записи в конспектах

Изучают материал самостоятельно

Рассказ проиллюстрированный

Самостоятельная работа с книгой

2.2.Закрепление и применение знаний

Организует и управляет деятельностью обучающихся (вопросы0

Выполняют задания

Практические методы

2.3.Выдача домашнего задания

Комментирует домашнее задание

Обсуждают

Работа в микрогруппах

3.Заключительный этап

Подведение итогов

1.Подведение итогов

2.Оценивает обучающихся

3.Дает оценку занятию

1.Проводят само и взаимоконтроль

2.Беседуют с преподавателем

Словесные (беседа0

Типы уроков

Качественное своеобразие уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особенностями образовательного учреждения, преподавателя и обучающихся. Для того чтобы выявить общие стороны в огромном многообразии уроков, объективно необходима их классификация. Проблема типологии урока, их систематизация довольно сложная. В дидактике существуют различные подходы к классификации уроков. В зависимости от того, какие признаки брались за основу, предлагались те или иные варианты типологии уроков вполне правомерно.

В основу одной из классификаций уроков были  положены способы их проведения, т.е. методы обучения, в связи, с чем выделялись уроки – лекции, киноуроки, уроки – беседы, уроки упражнений.

Были попытки классификации уроков по характеру познавательной деятельности (образования понятий, по степени самостоятельности обучающихся)

Наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям и месту уроков в общей системе, предложенная Есиповым Б.П., Болдыревым Н.И. и др.

В соответствии с данной классификацией выделяются следующие типы уроков:

·         уроки овладения обучающимися новыми знаниями: Восприятие и первичное осмысление учебного материала; запоминание основных существенных фактов, понятий, закономерностей;

·         уроки формирования и усвоения умений и навыков; Вторичное осмысление изучаемого материала путем воспроизведения и применения знаний; достижение прочности знаний;

·         уроки обобщения и систематизации знаний; Систематизация знаний; восполнение пробелов знаниях учащихся; более глубокое раскрытие узловых вопросов темы;

·         уроки повторения, закрепления пройденного материала;

·         уроки комплексного применения знаний, умений и навыков;

·         контрольно – проверяющие уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков);

·         комбинированные уроки. Восприятие, закрепление, совершенствование, применение и контроль знаний и умений учащихся в комплексе.

К этой классификации можно отнести и следующие типы уроков:

·         вводный ( первичное практическое ознакомление с  новой областью в профессиональной деятельности);

·         освоение новых профессиональных умений;

·         уроки упражнений используются в тренировочный период, преобладающим элементом на них является повторное выполнение обучающимися упражнений в производственных действиях и  операциях;

·         уроки формирования навыков ( по выполнению комплексных работ);

·         уроки развития творческих умений, навыков, знаний;

·         уроки самостоятельного выполнение учебно-производственных заданий;

·         контрольно – проверяющие уроки;

·         уроки по выполнению комплексных работ.

Виды уроков.

·         Урок-лекция

·         Урок-викторина. Викторина составляется так, чтобы обучающиеся показали знание и понимание терминов, событий, процессов, способов решения задач, законов, норм, правил, дат, фамилий, биографических сведений. Вопросы могут быть розданы заранее или держатся втайне

·         Урок -поиск. В начале урока преподаватель ставит проблему, знакомит учащихся, если это необходимо с известными образцами и решениями, идет поиск новых идей, в конце урока проходит анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия.

·         Урок-экскурсия

·         Урок-экспедиция

·         Урок без преподавателя. Обучающиеся сами без помощи преподавателя проводят урок, сами выполняют все элементы урока

·         Урок взаимообучения. Обучающиеся и преподаватель во время беседы или   круглого стола делятся своими знаниями по предложенной теме.

·         Урок пресс- конференция

·         Проблемно-обучающий зачет как форма урока

·         Конкурс знаний, умений и навыков

·         Деловые, ролевые, ситуационные игры. Важно при проведении этих уроков применять активный поиск знаний, умение анализировать, принимать решения, общаться.

·         Урок – документальный практикум. Каждому обучающемуся дается строго сформулированное задание, необходимые справочные и информационные материалы по теме. Задача обучающихся – на основе изучения материалов провести глубокий анализ этих материалов, разработать технологи решения проблемы

·         Урок – фантазия

·         Урок – спектакль (инсценировка)

·         Урок – игра. Игра со всеми атрибутами, переодеваниями, костюмами. Фантазированием, актерством.

·         Урок – конференция. За месяц до урока обучающиеся получают для обдумывания объемную тему. Небольшая группа готовит сообщения. Смысл преподавателя – познакомить обучающихся с проблемой, поставить важные вопросы и задачи для обсуждения. Докладчики должны отвечать на поставленные перед ними вопросы. При этом особо поощряется фантазирование в рамках темы и поиск оригинальных решений.

·         Урок самостоятельного поиска знаний. Во всех случаях проведения  урока самостоятельного поиска знаний рассматривается не только поиск знаний, но и активное применение их.

·         Урок творчества

·         Урок – переговоры. Этот урок проводится в форме имитационной игры с целью выяснения сложных обстоятельств и причин, породивших то или иное явление

·         Урок – соревнование. За несколько дней до урока группа делится на две команды. Непосредственно на уроке каждая команда задает противоположной стороне задания и вопросы. В команде роли распределены так, что один или несколько человек отвечают за направление, тему или возможный вопрос. Перед ответом дается 30 секунд на обсуждение.

·         Урок – экзамен

·         Урок – дискуссия

·         Интегративно-понятийный урок

·         Урок – тестирование. Проводится с помощью компьютера или обычным способом. Каждый обучающийся получает задачи или иные задания с вариантами решений или ответов, необходимо выбрать правильные ответы и обосновать свой выбор.

·         Урок- отчет.  Обучающийся объясняет, как он выполнял задание, с какими трудностями встретился, что помогало в работе, какая была поставлена задача.

·         Урок- рассказ

·         Урок-семинар. Обучающиеся ищут после изучения темы доказательства и опровержения по предложенным педагогом проблемам и выписывают интересные и необходимые цитаты. Необходимо определить проблемно – поисковый характер, создать научную студенческую группу, чтобы все обучающиеся были охвачены учебной деятельностью

·         Инструктивный урок. (при производственном обучении)

·         Урок изучения рационализаторских предложений Обучающиеся, предварительно изучив опыт передовиков производства, практически анализируют рационализаторские предложения, определяют обусловленность выбора способов решения, эффективность реализации

·         Зачет

·         Контрольная, практическая, лабораторная работа

·         Опрос (устный, письменный)

Методы урока.

Метод (от греческого слова metodos - буквально путь к чему- либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без сопутствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучающимися определенного содержания учебного материала.

Основные группы методов обучения

При целостном подходе необходимо выделить 3 большие группы методов обучения:

·         Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

·         Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

·         Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

1 подгруппа

2 подгруппа

3 подгруппа

4 подгруппа

По источнику передачи и восприятия учебной информации

По логике передачи и восприятия информации

По степени самостоятельности мышления обучающихся при овладении знаниями

По степени управления учебной работы

Словесные (рассказ, беседа, лекция)

Наглядные (иллюстрации, демонстрации)

Практические (опыты, упражнения, учебно0производительный труд)

Индуктивные

Дедуктивные

Репродуктивные

Проблемно-поисковые

Учебные работы под руководством преподавателя

Самостоятельные работы обучающихся (работа с книгой, письменная работа, лабораторная работа, выполнение трудовых заданий)

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

1 подгруппа

2 подгруппа

Методы стимулирования интереса к учению

Методы стимулирования долга и ответственности

Познавательные игры

Учебные дискуссии

Создание эмоционально-нравственных ситуаций

Убеждения значимости учения

Предъявление требований

Упражнения в выполнении требований

Поощрения и порицания

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

1 подгруппа

2 подгруппа

3 подгруппа

Методы устного контроля и самоконтроля

Методы письменного контроля и самоконтроля

Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос

Устный зачет

Устный экзамен

Программированный опрос

Устный самоконтроль

Контрольная письменная работа

Письменный зачет

Письменный экзамен

Программированные письменные работы

Письменный самоконтроль

Контрольно-лабораторные работы

Машинный контроль

Лабораторно-практический самоконтроль

 Словесные методы обучения

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их решения. С помощью слова преподаватель может вызвать в сознании яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства обучающихся.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения. Возможно несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например беседой.

Лекция. Монологический способ изложения материала. Занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учебного материала, в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. В дидактическом процессе выделяют различные виды бесед ( эвристическая беседа, сообщающая беседа, индивидуальная беседа, фронтальная беседа и т.д.).

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с группой в целом, так и с отдельными группами обучающихся.

 Объяснение - словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение- это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Инструктаж  широко используется в производственном обучении для указаний и предостережений, даваемых учащимся перед выполнением практических заданий и работ.

Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при котором усвоение учебного материала находиться в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 2 большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ обучающимся иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, видеоматериалов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные или демонстрационные является условным; оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс ( компьютеров, мультимедийных средств) расширяет возможности наглядных методов обучения.

Демонстрация трудовых приемов и операций. Преподаватель сообщает  о том, что он намерен показать, объясняет каждое свое движение и действие, подчеркивает каждое свое движение и действие, подчеркивает его назначение, сопровождая показ демонстрацией соответствующих плакатов и других наглядных пособий

Практические методы обучения

Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех дисциплин и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебной дисциплины, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста обучающихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них обучающиеся совершают умственную и практическую работу.

Лабораторные работы. Лабораторные работы — это проведение обучающимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение обучающимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

 Индуктивные и дедуктивные методы обучения

Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов - способность раскрывать логику движения содержания учебного материала.

Индуктивный метод – использование  в учебной работе формы умозаключения, при котором происходит движение мысли от частного к общему, от фактов к обобщениям. Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы при изучении технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические и физические задачи, особенно когда преподаватель считает необходимым самостоятельно подвести учащихся к усвоению некоторой более обобщенной формулы.

Дедуктивный метод – использование  в учебной работе формы умозаключения, при котором новое знание о предмете, явлении выводится на основе общих для всей группы умений. Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений

 Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения

Репродуктивные методы. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой преподавателем или другим источником учебной информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются я как бы материальной основой этих методов.

При репродуктивном построении рассказа преподаватель в готовом виде формулирует факты, доказательства, определения понятий, акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.

Аналогичным образом строится лекция, в которой излагаются слушателям определенные научные сведения, делаются соответствующие записи на доске, фиксируемые слушателями в виде кратких конспектов.

Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что преподаватель в ходе нее опирается на уже известные обучающийсяам факты, на ранее полученные знания и не ставит задачи обсуждения каких-то гипотез, предположений.

На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное обучение .

Проблемно-поисковые методы обучения. Проблемно-поисковые методы обучения применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно поисковых методов обучения преподаватель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучающиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.

Изложение учебного материала методом проблемного рассказа и проблемно построенной лекции предполагает, что преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.

Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе ее преподаватель ставит перед обучающимися ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. и ставят обучающихся перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия.

Методы самостоятельной работы

Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя выделяются на основе оценки меры самостоятельности обучающихся в выполнении учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со стороны преподавателя.

Когда обучающийся выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы. Когда методы применяются при активном управлении действиями обучающихся со стороны преподавателя, классифицируется как методы учебной работы под руководством преподавателя. Самостоятельная работа выполняется как по заданию преподавателя при посредственном управлении ею, так и по собственной инициативе обучающегося, без указаний и инструктажа преподавателя.

Методы стимулирования учебной деятельности обучающихся в процессе обучения

Методы формирования познавательного интереса

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и от того более эффективными в смысле достигаемых целей.

Одним из приемов, водящих в метод эмоционального стимулирования учения - прием создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

Познавательные игры. Игра давно уже используется как средство возбуждения интересов к учению. В практике работы преподавателей используются настольные игры с познавательным содержанием.

Учебные дискуссии. Дискуссия, как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда обучающиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения

 К методам стимулирования и мотивации учения относятся создание ситуации познавательного спора. Спор вызывает повышенный интерес к теме. Некоторые преподавателя умело используют этот метод активизации учения. Они, во-первых, используют исторические факты борьбы различных научных точек зрения по той или иной проблеме. Включение обучающихся в ситуации научных споров не только углубляют их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает новый прилив интереса к учению.

Создание ситуаций успеха в учении. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у студентов, испытывающих определенные затруднения в учебе. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи обучающимся в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации успеха организуются преподавателем и путем поощрения промежуточных действий студентов, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной моральной психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни.

Методы контроля и самоконтроля в обучении

Методы устного контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе преподаватель ставит перед обучающимся несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе преподаватель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всей группой, вызывая для краткого ответа тех или иных обучающихся.

Методы письменного контроля. В процессе обучения эти методы предполагают проведение письменных контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и прочее. Письменные контрольные работы  могут быть как кратковременными, проводимыми в течении 15-20 минут, так и занимающими весь урок. Письменные работы могут проводиться в виде расчетнографических работ.

Методы машинного контроля. В число контрольных лабораторных работ включается проверка умений пользоваться измерительными приборами, которые должны быть изучены к данному моменту. В них включается также и решение экспериментальных задач, требующих проведения опытов, которые можно реально осуществить во время контрольной работы.

Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля является всемерное развития у обучающихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов, что особенно находит применение при изучении  технологических процессов.

Выбор оптимального метода обучения

Чтобы выбрать оптимальный метод обучения обратимся к таблице «Влияние методов обучения на  процесс обучения» (формирование, развитие).

Обозначения:

«+» - метод применяется успешно для данной цели

«*» - в основном  успешно

«-»  - успех меньше

Б- быстрый

С- средний

Н- низкий

Влияние методов обучения на процесс обучения.

 

Методы

Словесные

Наглядные

Практические

Репродуктивный

Проблемно-поисковый

Индуктивный

Дедуктивный

Самостоятельная работа

Познавательная игра

Учебная дискуссия

Устный контроль

Письменный контроль

Лабораторный контроль

Формирование

Теоретических знаний

+

-

-

*

+

*

+

*

*

+

+

*

-

Фактических знаний

+

*

*

+

 

+

*

+

+

*

+

*

-

Практических и трудовых умений

-

+

+

+

-

+

-

+

*

-

-

-

+

Развитие

Словесно-логического мышления

+

-

-

*

+

*

+

*

*

+

+

*

-

Наглядно-образного мышления

-

*

*

+

-

+

*

*

+

*

-

*

-

Самостоятельности мышления

-

+

+

-

+

*

*

+

+

+

+

*

*

Памяти

*

*

*

+

*

*

*

+

+

*

*

*

-

Речи

+

-

-

*

+

*

*

*

*

+

+

*

-

Познавательного интереса

*

*

*

*

+

*

*

+

+

+

*

*

*

Навыков учебного  труда

*

+

+

+

*

+

-

+

*

+

*

+

+

Воли

*

*

*

*

*

*

+

+

+

+

*

+

*

Эмоций

*

+

+

*

+

+

*

+

+

+

*

*

+

Темп обучения

Б

С

С

Б

Н

Н

Б

С

Н

Н

С

С

Н

Учебно – методическое оснащение урока

Средства обучения можно разделить на 4 группы:

Печатные средства обучения:

·         учебники;

·         учебные плакаты;

·         учебные пособия;

·         конспекты лекций;

·         справочники;

·         сборники задач;

·         методические  рекомендации;

·         карточки заданий;

·         инструкционные карты

·         альбомы;

·         опорные  конспекты;

·         таблицы;

·         частные методики;

·         технологические карты

Экранные средства обучения:

·         Статичные (транспаранты, диафильмы)

·         Динамичные (видео и  компьютерные демонстрации)

Звуковые средства обучения:

·         грамзаписи,

·         магнитные записи;

·         записи на СD,  DVD

Объемные средства обучения:

·         натуральные объекты;

·         модели;

·         макеты;

·         муляжи

Оборудование, инструменты

Разнообразие методов диагностики успешности учащихся.

1.       Контрольные, лабораторные, практические, исследовательские работы, диктанты

2.        Обучающий зачет. Педагог совместно с обучающимися разбирает ответы и решения.

3.       Тестирование с вариантами ответов. Варианты:

·         Одни обучающиеся разрабатывают тесты по программе в рамках пройденного материала, другие придумывают к ним правильные и неправильные ответы, затем осуществляется тестирование

·         Группа выбирает по предложенным преподавателем тестам правильный ответ.

4.       Имитация экзаменов. Проводится в ходе повторительно-обобщающих уроков. Преподаватель предлагает билеты, варианты задач и заданий, перечень литературы. Обучающиеся делятся на группы и приступают к подготовке. Экзамен проводят сами обучающиеся.

5.       Викторина. Группа делится на несколько групп, каждая из которых разрабатывает по определенной тематике задания и полные ответы для викторины. Викторину может готовить и проводить и сам педагог.

6.       Опрос при помощи системы  карточек. Группа карточек охватывает вопросы по целой теме и включает задания, тесты, задачи, алгоритмы решений и действий. Обучающийся должен подготовить  ответы и решения на уровне, выбранном им.

7.        Письменные и устные зачеты

8.       Заполнение пробелов в содержательных матрицах

9.       Творческие работы

10.   Защита проектов

11.   Конкурсы

12.   Сочинения


© 2013-2014 ГБОУ СПО Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права.
Разработано командой clear-pc.